Урок Delphi 13Создание интерфейса пользователя |
Уроки Delphi
1. Первая программа
2. Использование компонентов
3. События Delphi
4. Типы данных Delphi
5. Создание своих типов данных
6. Выражения и операторы
7. Работа с файлами в Delphi
8. Дополнительные формы
9. Подпрограммы в Delphi
10. Исключительные ситуации
11. Взаимодействие приложения с пользователем
12. Указатели в Delphi
13. Обзор компонентов
14. Работа со строками
15. Создание интерфейса
16. Графика в Delphi
17. Многопоточность в Delphi
18. Динамическое создание
компонентов Поиск по сайту Это важно:
Метод Application.ProcessMessages;
Это полезно:
Параметр Sender в обработчиках событий;
Бояться не надо https://s-cart.ru куда сдать использованные картриджи. |
Создание интерфейса пользователя сводится к выбору из палитры компонентов необходимые для работы программы компоненты Delphi, служащие интерфейсом управления, а также интерфейсом отображения информации, и перенесение их на Форму с последующей компоновкой.
Второй принцип заключается в пренебрежении интеллектуальными способностями пользователей. На собственном опыте мне известно, что часто пользователи не только не умеют работать за компьютером, но и просто боятся предпринять что-либо самостоятельно. Поэтому интерфейс пользователя должен быть максимально дружественным. Тем более, что опасения пользователей зачастую оправданны, ведь стоимость программы, да и самого компьютера не идёт ни в какое сравнение со стоимостью, например, созданной многолетними усилиями базы данных. Именно поэтому программист при создании интерфейса пользователя обязан всегда встраивать в программу "защиту от дурака" - от неправильных действий и ввода пользователем неверных данных. Но некоторые программисты чересчур увлекаются такой защитой, делают ее слишком назойливой, и в результате работа программы напоминает знаменитое "шаг влево, шаг вправо считается побегом"! И то, что программист создаёт как решение проблемы, само начинает создавать проблемы. Для соблюдения второго принципа не нужно позволять программе "исправлять" действия пользователя и указывать, что как именно ему действовать, загоняя в узкие рамки. Также не следует чрезмерно увлекаться выводом информационных сообщений-подсказок, особенно диалоговых, это отвлекает пользователя от работы. А лучше вообще предусмотреть возможность отключения подсказок. Третий принцип заключается в том, чтобы создавать программу с максимально возможными "умственными" способностями. Несмотря на быстрое развитие компьютерной техники, даже широко распространённые программы лишь весьма условно можно назвать имеющими искуственный интеллект. Они мешают работе пользователя, выводя на экран диалоговые окна с глупыми вопросами, вызывающими недоумение даже в простейших ситуациях. В результате пользователи в сердцах восклицают: "Ну и тупая же эта машина"! У меня лично вызывают раздражение постоянные вопросы практически всех текстовых редакторов о том, не сохранить ли изменённый текст, хотя первоначальный и нынешний текст не отличаются ни символом. Да, я что-то набирал, но потом вернул всё назад, неужели нельзя сообразить! Приходится проверять, не испортил ли я всё-таки что-нибудь. Старайтесь придерживаться следующих правил:
Стандартные элементы интерфейсаИспользуйте стандартные для данного элемента интерфейса компоненты. Встретив Вашу программу, пользователь не будет терять время на знакомство, а сразу приступит к работе - это один из признаков профессионально сделанной программы.Небольшая палитра инструментовСтарайтесь использовать не слишком большое количество разнообразных компонентов. И естественно, использовав где-то в одном месте один стандартный компонент, в аналогичном случае также применяйте именно его.Одинаковое расстояние между элементами управленияРасполагайте элементы интерфейса на одинаковом расстоянии между собой. Разбросанные как попало компоненты создают ощущение непрофессионально сделанного продукта. И наоборот, тщательно выверенное размещение на Форме кнопок, переключателей, флажков и других компонентов, составляющих интерфейс — признак качественной работы.TabOrder. "Правильный" порядокTabOrder - это порядок перемещения экранного курсора по элементам управления при нажатии клавиши Tab. В правильно написанной программе курсор перемещается, следуя логике работы пользователя с программой. При создании же программы программист часто меняет компоненты, одни удаляет, другие добавляет по мере необходимости. В результате в готовой программе курсор хаотично скачет по Форме. Завершив программу, не забывайте настроить TabOrder.Выбор шрифтовШрифты просто оставьте в покое. Заданные по умолчанию самой Delphi шрифты подойдут для любой системы, на которой может работать Ваша программа. Полужирный шрифт используйте только для выделения важных элементов. Применение же курсива и особенно подчёркивания, которое пользователь может принять за гиперссылку - дурной тон.Выбор цветовЧто касается цветов элементов интерфейса, то также, как и в случае со шрифтами, лучше оставьте их стандартными, по умолчанию. Delphi использует системную палитру Windows, и пользователь, изменив её, легко настроит цвета под себя.Альтернативное управлениеПрофессионально сделанная программа должна иметь возможность управляться не только мышкой, но и с клавиатуры. Не должно быть функций, доступных выполнению только мышью (рисование в графических редакторах не в счёт!). Для наиболее используемых функций следует предусмотреть "горячие клавиши" для их быстрого вызова.Кирпичики интерфейсаЧто касается конкретных элементов интефейса пользователя, то качество взаимодействия пользователя с программой зависит от:
Для того, чтобы расположить относительно друг друга компоненты в правильном порядке, сначала необходимо их выделить. Можно просто обвести мышкой область на Форме, в которой содержатся выбранные компоненты. Или, удерживая "Shift", указать той же мышкой каждый подлежащий выделению компонент. Повторный щелчок мышкой по выделенному компоненту (при нажатом "Shift") снимает с него выделение. Выделенными компонентами можно управлять как единым целым - передвигать по Форме, присвоить значение одинаковым свойствам, скопировать (для установки, например, на другую Форму), даже удалить.
Теперь щёлкните правой кнопкой по одному из компонентов, и из "всплывающего" меню выберите Position -> Align... Появится диалоговое окошко, позволяющее настроить положение компонентов в группе по горизонтали и вертикали. Например, нам нужно выровнять наши четыре кнопки по левому краю и сделать так, чтобы между ними было одинаковое расстояние по вертикали. Для этого выделим радиокнопки Horizontal: Left sides и Vertikal: Space equally.
Выбрав пункт Center, мы расположим компоненты так, что их центры будут располагаться на одной линии по горизонтали или вертикали, а пункт В этом же меню строка Tab Order... вызывает появление диалогового окна, управляющего перемещением курсора по элементам интерфейса при нажатии клавиши Tab. В момент появления Формы на экране курсор будет находиться, естественно, на компоненте, располагающемся на первой строчке диалогового окна. И далее будет перемещаться вниз по списку. На диалоговом окне две синие стрелочки "вверх" и "вниз" управляют положением выделенного компонента. Выделяйте нужный компонент, стрелками перемещайте на нужную строчку в списке, и так далее. При выборе пункта меню Control -> появляется подменю, состоящее из двех пунктов:
Button1.SendToBack перемещает кнопку на "задний план", а Button1.BringToFront - на "передний план". То есть, если один компонент располагается над другим, эти методы меняют их местами. Случаи, в которых это может применяться, довольно очевидны.
Работа со строками Delphi
В начало урока
Следующий урок Delphi |
© 2023 Delphi-Manual.ru - Уроки Delphi начинающим с нуля |